23
/ 1
7
Оцените:
Постер фильма Мандерлей
Описание:

Ларс фон Триер снял продолжение фильма "Догвиль". Грейс оказывается на плантации в Алабаме, рабочие которой не знают, что рабство давно отменено.

Жанр: Драма
Год производства: 2005
Слоган Liberation. Whether They Want It Or Not
Страна производства: Дания
Бюджет: 14 200 000 $
Длительность: 139 мин.
Возраст: 16+
Премьера: (Россия) 25 февр. 2021 г.
Режиссер: Ларс фон Триер
Сценарист: Ларс фон Триер
Продюсер: Вибеке Винделов, Беттина Брокемпер, Петер Ольбек Йенсен,
Оператор: Энтони Дод Мэнтл
Художник: Симона Грау, Манон Расмуссен

В ролях 
Удо КирХлоя Севиньи
Клайв РоуДжон Херт
Джереми Дэвис

Сеансы в кино
Иллюзион
2D, SUB
19:00
Рецензии
РецензияКсении Антоновой

УРОК ВТОРОЙ.

Первое, что хочется сделать, увидев «Мандерлай» - это, конечно, сравнить его с «Догвиллем», поразмыслить, какая часть в чем удачнее и какая актриса лучше справилась с ролью Грейс. Но я не стану этого делать, потому что сопоставлять эти два фильма – все равно что сравнивать мамонта с его бивнями, и отделять одно от другого, если б эти милые животные сохранились до наших дней, точно считалось бы браконьерством.

И не то, чтобы совсем нельзя было сравнить так называемую «декоративную» часть мамонта с «жизненно необходимой» - профессионалы, я полагаю, прекрасно разберутся в строении клеток и структуре клеточной ткани – так же, как, препарировав «Догвилль» и «Мандерлай», можно заметить, что, к примеру, чуть сглажен радикализм нового фон Триеровского Стиля (так, ослик в «Мандерлае» все-таки живой, а не нарисованный мелом, как пес в «Догвилле»; да и самого мела уже нет, а есть лишь черный, уходящий в пустоту фон, на котором, кажется, еще резче, чем в «Догвилле», выделяются герои и реквизит). Но я никогда не была сторонницей такой киноанатомии – если уж рассматривать кино как организм, то я бы причислила себя к физиологам, которым ближе вопрос не «что?», а «как?».

Итак, «Догвилль» для «Мандерлая» - своего рода источник, обеспечивший ему жизнь. И хоть оба фильма более чем самодостаточны, все же, думается мне, без «Догвилля» финал «Мандерлая» растерял бы свою «сочность»… (но тут снова приходится заклеивать себе рот пластырем и накрепко связывать руки гиппократовой клятвой кинокритика: «Не расскажи лишнего!»).

Однако, раз уж наш сегодняшний урок посвящен именно «бивням», придется-таки их от мамонтова туловища как-то отделить, хотя бы в воображении. Когда снимается вторая часть фильма, первый вопрос, которым мы ее встречаем – «Зачем?..». Итак, в качестве основных функций «Мандерлая» я бы отметила: - цельность, о которой мы говорили чуть выше; - оборонительную: если и были претензии к Ларсу фон Триеру насчет затянутости, чрезмерной строгости или жестокости первого фильма трилогии, то теперь подобного рода нападки на его Новый Стиль абсолютно бессмысленны; - продолжение рода: Мастер не стал ждать, пока кто-то другой пойдет по намеченному им кинопути (и обязательно, по неопытности, свернет не туда) – для начала фон Триер сам проложит надежную дорогу и исследует все, что обнаружит на ее причудливых изгибах; - декоративную, то есть привлечение – на этот раз не партнера, как у животных, а - нас с вами, зрителей: изысканный, с тонким, острым и порой злым юмором (точнее сказать – сатирой на самого себя),«Мандерлай» прост для восприятия, и в то же время глубок для возможных интерпретаций и аналогий.

Список можно продолжать. Но я, пожалуй, на этом остановлюсь и поручу его вам – в качестве домашнего задания. Тема и время следующего занятия будут объявлены нашим негласным Министром Образования – Маэстро Ларсом фон Триером. До встречи!

__________________________________________________

РецензияАлександра Калугина

Социальная порнография по Триеру.

Вечный экспериментатор и вечный провокатор Ларс фон Триер. Он, бросивший вызов бездуховности и снобизму современного буржуазного общества в «Идиотах». Он, отказавшийся в своем манифесте «Догма-95» от всевозможных технических ухищрений начиная с обыкновенного треножника для камеры и заканчивая наложением музыкальной звуковой дорожки, а впоследствии снявший шикарный мюзикл. Он, уже который год работающий над «американской» (вернее «антиамериканской») трилогией, ни разу не побывав в этой стране. Он, всем своим творчеством противопоставляющий себя Голливуду и, тем не менее, взявший на главную роль в «Догвиле» голливудскую звезду Николь Кидман. Он просто не мог обойти стороной тему, которую в США старательно избегают, прикрываясь понятием политкорректности. Тему взаимоотношения бывших рабов с прежними хозяевами в стране, где рабство было отменено всего каких-то там 140 лет назад.

«Мандерлай» — второй фильм триеровской трилогии об Америке, первым был «Догвиль», а последним станет «Вашингтон».

Еще до съемок «Догвиля» Триер публично заявил, что собирается снимать «порнуху». Очередная провокация или подмена понятий? Ведь в своем стремлении к минимализму датский режиссер дошел до той степени, когда декорации уже не нужны, а стены домов заменяют линии, начерченные на полу съемочной площадки. Герои живут своей жизнью, наивно полагая, что полоска мела на полу скрывает их личную жизнь от других обитателей городка, а зритель при этом может наблюдать за каждым из них, будто сбылась его детская мечта о способности видеть сквозь стены. Своего рода социальная порнография.

Мандерлай — это очередной забытый богом городок, куда Грейс вместе с отцом и еще добрым десятком вооруженных до зубов гангстеров попадает совершенно случайно, странствуя по Америке в поисках местечка, где можно было бы открыть свой «семейный» бизнес. В этом городке, население которого можно пересчитать по пальцам, люди живут так, как будто рабство никто не отменял. Удивленная Грейс спешит сообщить жителям Мандерлая новость семидесятилетней давности, но чернокожие рабы почему-то совсем не рады, услышав о своем освобождении. Тогда, недолго думая, Грейс решается установить в городке демократию, прибегнув к помощи гангстеров и силе убеждения их автоматического оружия.

На самом деле Триер стремится сделать прозрачными не столько стены домов, сколько само человеческое общество, обнажив всю его низость и неспособность жить по демократическим нормам. Америка — это лишь предлог и в то же время наглядная иллюстрация к глобальной мизантропической концепции режиссера. А явная аналогия «глупой идеалистки» (по словам Триера) Грейс, считающей, что демократию можно внедрить силой, с нынешним американским президентом несет в себе, вероятно, более глубокий смысл.

Грейс — это воплощение предыдущих безропотных героинь Триера («Рассекая волны», «Танцующая в темноте») и одновременно ангел отмщения за все их страдания. Каждый раз ее благие намерения в начале фильма оборачиваются вспышками жестокости и проявлениями насилия в конце. А ведь слово “grace” с английского переводится не только как «грация», но и как «милосердие». Видимо у Триера имеются свои собственные понятия как о порнографии, так и о милосердии.

Если «Догвиль» заканчивался демонстрацией фотографий американских нелегалов, то титры «Мандерлая» сопровождаются целой фотовыставкой, иначе не назовешь. Здесь и собрания куклус-клановцев, и линчевание чернокожих, и война в Ираке, и сам Джордж Буш младший. Надо сказать, что впечатление от пяти минут финального слайд-шоу гораздо сильнее, чем от двух часов просмотренного перед ним фильма. Но это уже лично мое мнение.
Показать ещё
Обсуждение
but Показать предыдущие комментарии
12345
Добрался я наконец до этого фильма! Ну что я могу сказать? Если ТАКОЕ КИНО считается не слишком удачным по отношению к другим фильмам отдельно взятого режиссёра, то у меня возникает только один вопрос: почему в центре Копенгагена до сих пор не стоит памятник этому режиссёру??? Господа датчане! Не цените вы, что имеете... Казалось бы, что можно ещё было сказать после "Догвиля", который настолько самодостаточен? Так нет, вскоре выяснилось, что это лишь первый фильм трилогии! И вот вышел второй, который отоличается от первого, но в то же время имеет с ним очень много общего. А самое главное сходство - этот фильм снят так же ГЕНИАЛЬНО! Хочется пожелать Ларсу фон Триеру Крепкого здоровья, долгих лет жизни и неиссякаемой творческой энергии. Пожелав ему всего этого, я автоматически желаю себе множество удовольствия, полученного при просмотре его новых фильмов.(Немного эгоистично, но ничего...) К сожалению, релиз третьего фильма трилогии - "Вашингтон" перенеён на следующий год. А оценка "Мандерлею" по 10-балльной шкале - 9,5.

Гость
Очень жаль, что он у нас так и не шёл в кинотеатрах. Ни на дисках, ни на кассетах мне пока тоже не попадался. Странно, особенно учитывая то обстоятельство, что Догвиль прошёл с большим успехом. Пираты,где вы??? Ау!!!
Гость
Господа модераторы, в предыдущем пространном послании г-на mib содержатся высказывания однозначно расисткого толка. И вместо того, чтобы данное сообщение удалить, вы награждаете его бесплатным билетом! Будьте, пожалуйста, внимательнее!
Гость
Ларс фон Триер –гений нового европейского кино, своего рода идол нового поколения, прожившего четверть/ треть века, - модный художник, который знает себе цену и действительно выходить на сцену с новым неповторимым и глубоко пронизанным и разветвленным человеческим разумом и его характером. Его авторское кино-это своего рода образец и наглядный пример, как можно снимать кино для умного зрителя доступным языком и в красивой обертке, новыми средствами и в безумное время. Мандерлей- продолжение его первого фильма Догвилль, который продолжает обличать Америку, ее человеческими пороками, хотя его дуология а потом и трилогия относятся ко всем, видоизменяясь относительно национальной принадлежности. Так о чем же его новый долгожданный фильм, да все о том же, о человеческой душе. Как говорится, режиссеру надо отдохнуть от безусловных хитов (Танцующая в темноте, Догвилль) да и Рассекая волны и Идиоты мне очень понравились, но Мандерлей –это тот же скелет Догвилля, только видоизмененный по содержанию, главной героиней и антуражем. Складывается такое впечатление, что смотрящие Догвилль приоткрыли дверь а после Мандерлея открыли ее полностью. Триер может снять любое произведение, раскрывающие человеческие пороки, его сущность в этой оболочке, и поэтому три фильма на эту тематику –это тот максимум, после которого начинается сериал, правда сериал для образованно-культурно-интеллектуальной аудитории. Догвилль был сенсацией в плане съемок, в плане широко развернутой гаммой чувств, явлений, образов и досконально развернутых личностей – это было действительно здорово. Кидман, одна из моих любимых актрис, сыграла великолепно и если проводить аналогию с Брайс Ховард, то по моему мнению, изменила душевно картину. Это не осязаемо видно, если не видел первоисточник, но если сравнивать актерскую работу по личностным особенностям каждой из актрис, то у Кидман есть свои “воздушные” нити ее характера, поведения, взгляда и внешности, которые делают ее более ранимой, немного беззащитной, какой-то по настоящему другой в этом обществе не равных себе. Ей больше подходит эта роль да и мастерства и опыта ей не занимать. Фильм о жизни и месте человека в нем, где и с кем и в каком кругу, по интересам или по любви ему надо общаться, как средствами кинематографии показать человеческие пороки людей и сделать их немного лучше. Посылки Триера, направленные на Америку-это просто предыстория его картин на примере отдельного мультинационального народа, который, наверное, больше всех любит одну из заповедей –гордыня. Пренебрежение ко всем и гегемония власти над всем миром. Рабство в США, негры притеснялись белыми, геноцид чернокожих, о –а. Ну и кто составляет сейчас население Америки – негров в США уже более 35%, они плодятся как кролики, не уважают культуру страны, не хотят учиться, да и не имеют возможности, да если бы и имели то реализовали эту возможность от силы процентов на 15. Это нация разрушителей в основной своей массе, нация синих воротничков, и осколки интеллигенции всеми правдами и неправдами пытаются залатать дыры в этом ласкутном одеяле. Вам это ни что не напоминает в нашей стране. Без комментариев. Или засилие турок в Германии, арабов и негров во Франции и как сейчас живет свободные страны Африки или пример демократии ЮАР, где уже на протяжении 20-30 лет идет планомерное вытеснение белого населения, замещая его чернокожими, тем самым экономические показатели все ухудшаются, а социальная напряженность возрастает. Или русские должны выходить на демонстрации и кричать во всю глотку верните нам наши земли, выдайте компенсации за многовековой гнет у сохи в поле. Триер абсолютно правильно показал всю сущность этих людей, который не способны быть личностью, а живут стадом, принимают решения стадом и не готовы к самореализации, у них нет целей, нет жизненных позиций, даруя им свободу они не знают что с ней делать, как вести себя в новой обстановке, они такие же беззащитные как и Грейс в стане людей не из твоего круга. Где благодарность за свободу, где все это. Получив гражданство США и все блага негры окрепли, обнаглели и живут мягко говоря не бедно или может те кто живет сейчас в США вернулись обратно в дружелюбную Африку, где господствует диктатура, широко развиты племенные поселения и человек защищен законом? Это только свидетельствует о том, что любой человек, вне зависимости от расовой принадлежности должен быть тем, как он выбирает свой жизненный путь, чтобы потом не брюзжать о неравноправии и справедливости… Фильм получился интересным, запоминающимся и по триеровски оригинальным. Вот только тематика данного произведения многим просто не интересна, потому что это так же далеко для нас, как расстояние шириной в Тихий или Атлантический океан. Вот если бы Триер съездил в глубинку какой-нибудь российской губернии и просто показал жизнь ее теми же способами, как и в Мандерлее, то можно было и поразмыслить о былом. Мандерлей – отличное кино, но главные его минус-это сюжет. Это лично мое мнение, потому что если Догвилль-это чувства, то Мандерлей – извращенная идеология.

Гость
Потрясающий фильм. Удивительно правдивый, при этом вовсе не нравоучительный. Где-то смешной, а где-то грустный. Свобода - такое казалось-бы понятное для всех состояние оказывается настолько неоднозначным. Определенно, нельзя ЗАСТАВИТЬ человека стать свободным. Что такое "свобода"? состояние души? Привычка? Вспомнился Моисей, который вел свой народ 40 лет, пока не умер последний раб. Вообще, фильм долго не отпускает, удивительно позитивный и актуальный. Есть над чем подумать, в конце концов, задуматься о собственной степени свободы, потому как, абсолютной свободы не существует.
Гость
Войдите или Зарегистрируйтесь, чтобы написать