32-й Московский Международный фестиваль

0
/ 0
0
Оцените:
Постер фильма 32-й Московский Международный фестиваль
Описание:
Итоги и открытия фестиваля смотрите здесь
Жанр: Жанр не указан
Год производства: 2010
Страна производства: Таиланд
Сеансы в кино
Сеансов не найдено
Рецензии
ОбзорАлександра Калугина

Подошел к концу 32 Московский кинофестиваль. Самое время подвести итоги.

Что касается конкурсной программы, то крен в сторону ужасов советского тоталитаризма, весьма заметный еще на прошлом ММКФ, в этом году увеличился настолько, что вряд ли подобный подбор картин одинаковой тематики можно считать случайным стечением обстоятельств. По большому счету все фильмы, представлявшие в конкурсе страны бывшего соцлагеря, так или иначе, отсылали зрителя к тому недавнему оккупационному прошлому, когда многие, по сути, неплохие люди, дабы сохранить жизнь себе и своим родным, вынуждены были принимать как единственно верные такие сомнительные чекистские «ценности» как безликость, доносительство на ближнего и антисемитизм. Это и польская «Розочка» («Серебряный Георгий» за лучшего режиссера Яну Кидава-Блоньскому) и венгерский «Последний донос на Анну», и чешский «Как рай земной» (принесший Вильме Цибульковой «Серебряного Георгия» за лучшую женскую роль),и немецкий «Берлин, Боксхагенер платц», и болгарские «Следы на песке».

Для завершенности этой «антисоветской» композиции не хватило, пожалуй, лишь русского покаяния, однако единственный фильм конкурса, представлявший Россию, оказался совсем о другом. «Воробей» Юрия Шиллера — удивительный для отечественного кино случай, для которого эпитет «патриотический» можно употребить без какой-либо негативной окраски. Последние лет десять с этим понятием в отечественном кино, увы, ассоциировались лишь лицемерно-пафосные и лживые истории о бравых солдатах-ментах-феэсбешниках-летчиках, спасающих от чего-то или кого-то родную страну, а заодно и весь мир. А в патриотизме Шиллера нет ни капли военного пафоса, есть только бескрайние просторы далеких сибирских лугов, табун лошадей, древняя легенда, связанная с его появлением в этих краях, а также не менее древняя деревенька, которую, может, и на картах-то уже никто не отмечает. Этакая медитативная притча, собственно говоря, ни о чем конкретном и не повествующая, но при этом охватывающая практически все, что неизбежно подразумевают, когда говорят о русском самосознании и национальной идентичности.

Второй по актуальности темой после изгнания «советских демонов» традиционно оказалась проблема людей, мигрирующих из менее развитых стран в лоснящийся благополучием и благопристойностью Евросоюз, но, тем не менее, весьма холодно относящийся к чужакам. Сюда можно отнести и «Дорогую Эллис» Отмана Карима (пару лет назад уже забравшего своим фильмом «О Саре» главный приз ММКФ),и «Албанец» (принесший Нику Хелилаю «Серебряного Георгия» за лучшее исполнение мужской роли),и турецкую картину «Выброшенный на берег моря», хотя ее главный герой — чернокожий мальчик Джордан, беженец из Африки — до границ Евросоюза по сюжету так и не добирается.

Однако главный приз получила картина, не имеющая никакого отношения ни к одной из вышеуказанных тем. Ей оказалась динамичная венесуэльская драма «Брат» Марселя Раскина — своеобразный коктейль из уличных разборок и футбольных поединков на фоне городских трущоб. Вообще говоря, вполне типичный представитель латиноамериканского кино, своей энергетикой сильно смахивающий на «Город бога» Фернанду Мейрелиша восьмилетней давности. Выбор жюри на этот раз впервые за долгое время совпал с выбором простого зрителя: «Брат», кроме главного приза, получил вдобавок и «Приз зрительских симпатий».

Из не отмеченных официальными призами фильмов, пожалуй, хочется упомянуть лишь сербскую картину «Беса» (получившую, правда, «Приз киноклубов России»). Этот незамысловатый с точки зрения сюжета фильм рассказывает о взаимоотношениях молодой учительницы, чей муж ушел на фронт, и школьного сторожа-мусульманина, давшего клятвенное обещание ее охранять. И все это происходит на фоне только начинающейся Первой мировой войны. «Беса», возможно, чуть ли не лучшая актерская работа Манойловича, одного из самых известных актеров всей бывшей Югославии и извечного любимца Кустурицы. Пару лет назад Манойлович сыграл Федора Михайловича Достоевского в итальянской картине «Демоны Санкт-Петербурга» Джулиано Монтальдо, но даже роль русского классика не получилась у него столь яркой и эмоционально объемной, как роль неграмотного и почти всегда молчащего сторожа из «Бесы».

Главный приз конкурса «Перспективы» забрала польская картина «Реверс» Борыса Ланкоша, опять же посвященная «антисоветской» тематике, только на этот раз снятая в жанре пародийного нуара и чем-то даже напоминающая черно-белый болгарский «Дзифт».

Открывался фестиваль новой работой Клода Лелуша «Женщина и мужчины», закрывался последним фильмом председателя жюри Люка Бессона «Необычайные приключения Адель». Впрочем, оба французских режиссера, должно быть, бесконечно верны каждый своему жанру, что и подтвердили их последние произведения. Лелуш всю жизнь, с тех давних пор, как влюбился в картину «Летят журавли», снимает только о мужчинах и женщинах, женщинах и мужчинах. А Бессон, как и прежде, продолжает смотреть глазами подростка на мир взрослых. По его Парижу расхаживают мумии и летают птеродактили, а главная героиня, отправляясь в Америку, садится на «Титаник» и, должно быть, где-то за пределами фильма не погибает, но попадает в еще одно увлекательное приключение, не имеющее, правда, ничего общего с реальной трагедией.
Показать ещё
Обсуждение
Пока нет ни одного комментария
Гость
Войдите или Зарегистрируйтесь, чтобы написать