Мечтая об Аргентине

Мечтая об Аргентине

Imagining Argentina (2003)

6
/ 1
6
Оцените:
ко всем рецензиям
Оценка фильма:star

«Но ясновидцев, впрочем, как и очевидцев, во все века сжигали люди на кострах».
В. Высоцкий.

«Мы видим генералов… Они пьют и едят нашу смерть. Их дети сходят с ума, оттого, что им нечего больше хотеть».
Б.Г.

На последнем Венецианском кинофестивале этот фильм был признан худшим фильмом, представленным на суд жюри. На взгляд автора этих строк, сей печальный факт говорит не о качестве фильма, а об определенном настрое европейских кинокритиков и кинозрителей. Европа не хочет знать, видеть, воспринимать ужасы реального мира. Реальность, однако, имеет обыкновение приходить в дома обывателей без стука. Как известно, пословица «Кто старое помянет, тому глаз вон» имеет малоизвестное продолжение: «А кто забудет - тому два».

Кинокартина «Мечтая об Аргентине», относится к разряду тех фильмов, про которые невозможно сказать, что они нравятся. Факты, изображенные на экране, настолько чудовищны, и изображены они настолько достоверно, что кровь стынет в жилах на протяжении всего просмотра. В годы правления военной диктатуры в Аргентине с 1976 по 1983 год в стране без вести исчезло тридцать тысяч (30.000) человек. Людей хватали на улицах. Их содержали на закрытых военных объектах. Заключенных зверски пытали, расстреливали, насиловали, сбрасывали с вертолетов… Все это продолжалось на протяжении семи лет.

Этот фильм вызывает шок. От него хочется спрятаться, убежать, укрыться. Видеть некоторые кадры, происходящие на экране, непереносимо. Однако стоит заставлять себя, пересиливая естественный ужас, не отводить взгляд от экрана. Мы это смотрим. Они этим жили.

Любая диктатура не терпит инакомыслия. Она может начинаться мягко. Ее вожди уверяют, что только при этом жестком правлении может начать восстанавливаться экономика, разрушенная демократией. Однако логика политической борьбы живет по своим законам, не совместимым с человеческой моралью. Вскоре любой, кто произнесет слова, не соответствующие официальной доктрине, должен быть изолирован, заточен, репрессирован во имя великой идеи экономического процветания.

Журналистка (Эмма Томпсон) пишет в газетах разоблачительные статьи об исчезновениях людей. Ее муж, драматург (Антонио Бандерас),просит жену прекратить это опасное занятие. Боевики «Эскадронов смерти» похищают женщину. Вскоре и их дочь оказывается в секретных казематах диктатуры. Под влиянием страшных событий у драматурга появится опасный дар. Он сможет предсказывать родственникам репрессированных судьбы похищенных людей. Кто-то получит надежду, кто-то навсегда лишится ее. Похищения, казни и пытки будут продолжаться, однако герой фильма будет помогать отчаявшимся людям продолжать поиски жены и дочери и оказывать сопротивление диктатуре, приближая, насколько это возможно, ее бесславный конец.

«Мечтая об Аргентине», несмотря на всю жестокость изображенных в нем событий, является невероятно оптимистичным фильмом. Режиссер Кристофер Кэмптон («Тихий Американец») убедительно доказывает, что при противостоянии с государственной машиной угнетения человек может остаться личностью, бороться за свое счастье и победить. Оптимистичный финал фильма, в отличие от сусальных рождественских сказок, создаваемых голливудским кинематографом, вызывает абсолютное доверие к рассказанной истории. В финале этой картины звучат фразы, над которыми стоит задуматься всем. «Диктаторы ушли. До следующего раза». Никто не знает, где произойдет этот следующий раз. В Америке? В Европе? В России?

Игорь Михайлов
Ответы на рецензию
Гость
Войдите или Зарегистрируйтесь, чтобы написать