Дом из песка и тумана

Дом из песка и тумана

House of Sand and Fog (2003)

23
/ 1
8
Оцените:

Гражданский Кодекс Российской Федерации предусматривает, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по ней. Переведя сухие строчки закона на общеупотребительный язык, мы поймем, что результатом купли-продажи дома, совершенной с нарушением правил, будет непременное возвращение недвижимости законному домовладельцу, а денег - покупателю.

По всей вероятности, в Америке совершенно другие законы. Поэтому, человек, купивший по ошибке конфискованный у ни в чем не повинной женщины недвижимость, имеет полное право заявить, что купленный домик с окнами на океан, теперь его крепость, а потом отправлять в сад всех, кто попытается исправить ошибку бюрократов.

Среди бесконечного количества рас, наций, народностей, кочующих по земному шарику, существует особенная порода людей. Это - порода неудачниц. Они могут быть красивы, или страшны до безобразия. Они могут обладать состоянием или прозябать в нищете. Они обладают ангельским характером или сварливы, как старуха Шапокляк, отчитывающая Чебурашку. Все это не имеет никакого значения. Любые их начинания в бизнесе, в любви, в приготовлении пищи обречены на провал. Кто-то сверху, злобный и жестокий, поставил на этих женщинах отметку. Задуманное ими никогда не будет доведено до конца. Любимый мужчина исчезнет в тумане. Работодатель уволит ее первой. Даже приготовленная каша либо пригорит, либо плюхнется на пол, оставив на нем отвратительный след.

Самое ужасное свойство этих несчастных: заражать своими неудачами окружающих людей. Их любовникам суждено попадать в тюрьмы или быть покалеченными бензопилой. Их кредиторам никогда не получить обратно вложенных денег. Случайно встреченные люди неминуемо заразятся от них вирусом неудачи, словно СПИДом, и потеряют покой, здоровье и жизнь, абсолютно неизбежно и необратимо.

«Дом из песка и тумана» представляет собой не так часто встречающийся случай абсолютно реально изображенной драмы. К этому фильму не применима пошлая приставка «мело». Слезы из глаз зрителей потекут не от лирических излияний героев по поводу утраченной любви. Нет, из зрительного зала просмотревший этот фильм выйдет ужаснувшимся абсолютно реальному изображению затягивания случайно встретившихся героев в безумную воронку взаимного уничтожения, ненависти, коллапса. Этот фильм показывает ситуацию, такую же безнадежную, как суицидальная фраза: «Выхода нет», написанная на стеклах дверей московского метрополитена.

Бывший полковник Иранских ВВС Массуд Амир Берани (Бен Кингсли) после переворота аятолл вынужден вместе с семьей эмигрировать в США и переквалифицироваться в дорожного рабочего. Его состояния, прихваченного из ставшей враждебной страны, не хватает для жизни семьи. Однако он находит для себя еще одно занятие - скупка по бросовым ценам конфискованной недвижимости - и ее перепродажа с приличным наваром становится источником средств к существованию семьи эмигранта.

Бывшая наркоманка, уборщица, брошенная мужем, (Дженифер Конелли),обладает единственным ценным имуществом. По наследству Кэти Николо получила красивый дом в Северной Калифорнии, стоимость которого выплачивалась ее умершим отцом в течение тридцати лет. Конца ее затянувшейся депрессии не предвидится. Она не общается с людьми. Она не слушает новостей. Она не забирает из почтового ящика приходящую корреспонденцию. Пожалуй, именно в этом кроется ее самая главная ошибка.

Неизвестный чиновник налогового управления, который является скрытой пружиной интриги этого фильма, вообще ни разу не появится на экране. Да, это и не важно. Черное дело он сделает, не показав никому своего истинного лица. По ошибке он внесет Кэти в базу данных Предпринимателей, начислит ей огромный налог, подаст на нее в суд за неуплату фискальных взносов и конфискует ее дом.

Главные герои этого фильма обречены на встречу. Покупка за бесценок дома на побережье океана, станет для участников драмы открытием ящика Пандоры. Через какое-то время они поймут, что их спокойной жизни навсегда пришел конец.

Главное достоинство фильма заключается в том, что зритель полностью уверен в абсолютной реальности происходящего на экране. В этой картине, как и в жизни, нет абсолютно правых и полностью виноватых героев. Каждый из персонажей обладает рельефно выписанным абсолютно достоверным характером, далеким от совершенства. Никого не жаль, но наворачиваются слезы от переживания за всех героев. Дебютант в режиссуре, выходец из среды советских эмигрантов, Вадим Перельман, показал зеркальное отображение эмоций действующих лиц этой драмы. Изумление. Шок. Отчаяние. НЕНАВИСТЬ. Страх от понимания безвыходности ситуации. Все участники драмы испытывают абсолютно достоверные одинаково неизбежные чувства. Вот только переживают они совершенно по-разному. Для Кэти обладание ее домом является единственной возможностью ощутить себя полноправным членом общества. Для семьи Берани - сделка по перепродаже ее пристанища является единственным способом преодолеть сползание в нищету. «Дом из песка и тумана» - трагедия непонимания людей, вынужденных ненавидеть друг друга. Драма невозможности восприятия чувств личностей, принадлежащих к различным обществам.

Кингсли, снявшийся ранее в фильме «Ганди», абсолютно достоверно изображает в «Доме…» цельную фигуру вожака патриархального общества. Он обязан приносить в дом доход, выдать замуж дочь, обеспечить лучшее образование сыну, быть абсолютной опорой своей жене, служить примером для подражания всей своей семье.

Конелли, очаровавшая зрителей в роли подруги Джона Нэша, сумасшедшего математика из фильма «Игры разума», воплощает в «Доме…» ту самую патологическую неудачницу, от общения с которой необходимо избавляться, как можно скорее. Мучительные переживания, обреченность любовных отношений, отключение от внешних раздражителей, вспыльчивость, суицидальные наклонности. Все эти черты характера, от которых так хочется спасти ее обладательницу, притягивают мужчину, обделенного любовью, несмотря на наличие семьи. Помощник шерифа (Рон Эллард),по иронии судьбы, обеспечивший выселение из дома Кэти, попадает под ее мрачное обаяние и включается в безнадежную борьбу за возврат недвижимости, используя для этого все преимущества ношения полицейской формы.

На экране, под видом коммунальной трагедии, разворачивается совсем другое действо. Перельман показал своим фильмом ситуацию, в которой может оказаться любой человек. В тот момент, когда таинственная сила, управляющая мирозданием, решает сбросить лавину на отдельных персонажей, даже не подозревающих друг о друге, ей невозможно противостоять. Человек может пытаться бороться с судьбой, сопротивляться, или полностью отдаться стихии, уповая на ее милосердие. Это не играет никакой роли. Трагедия уже совершилась тогда, когда кто-то сделал один неверный ход, маленький шажок, нажатие спускового крючка. Ты выбрал неправильный дом. Ты не вовремя открывала посланные в твой адрес письма. Ты забыл вовремя улыбнуться жене.

Заплатите налоги. Читайте почту. Бойтесь неудачниц. Это не имеет никакого значения.
Да минет Вас чаша сия.

Фильм «Дом из песка и тумана» снят по одноименному бестселлеру Андре Дюбю III, опубликованному в 20 странах на 22 языках.

Игорь Михайлов
Гость
Войдите или Зарегистрируйтесь, чтобы написать
Оцените фильм: